МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ

Р.И. Борисенко

Значение колокольного звона в русской музыкальной культуре и духовной жизни русского народа

С тех пор, как человечество помнит себя, музыка неразлучна с ним: сопровождая людей в самые различные моменты их жизни, она всегда была равно необходима – окрыляла ли радостью или захватывала душу трагизмом переживаний.

Сейчас много говорят о «бездуховности» нашего общества, но она характерна для нынешнего времени в целом и для всего человечества. Падение роли духовной культуры, отсутствие интереса к высшим ступеням культуры, отсутствие простого знания того, что такое культура, элементарной осведомлённости.

Если есть вечное в духовной области, то это красота и нравственность. Не утрачена красота многих русских былин, легенд, плачей, народных лирических песен, колокольных звонов. К классике относится и «Слово о полку Игореве», и поэзия, проза русских поэтов, писателей. Особое значение имеют классические произведения музыки, т.к. музыка обладает наибольшей объединяющей людей силой.

Колокол с начала своего появления, говоря современным языком, служил средством информации в жизни людей, населяющих сёла и города. С развитием цивилизации колокольные звоны воспринимаются прежде всего как народное музыкальное творчество. Дальнейшее развитие культуры общества приводит к тому, что музыканты склонны видеть в колокольном звоне одну из форм художественного звукотворчества. Музыка, способная тронуть тончайшие струны человеческой души, есть путеводитель к духовному совершенству, поэтому не случайно сравнение колокольного звона с симфонией, увертюрой, гимном и т.д., что мы и находим  в произведениях русских композиторов. Поэтому общество, которое заботится о своём будущем, непременно должно знакомить подрастающее поколение не только с историей развития колокольного звона, но и использовать его, подобно Вифлеемской звезде, ведя людей к духовному совершенству.

Духовная музыка представляется тем пластом музыкального творчества, при помощи которого возможно действенное решение многих воспитательных задач. Духовное искусство призывает человека к красоте мыслей, чувств, поступков, к внутренней дисциплине и гармонии с самим собой, с окружающим миром.

Любое истинное произведение искусства несёт в себе проявление высокого духа. Духовность здесь понимается как высшая гармония, лад, высшая правда и любовь, если музыка помогает человеку раскрыться, проснуться, приобщиться к высокому – она и будет для него духовной. «В каждом человеке есть солнце, нужно только дать ему светить» - сказал Сократ. Именно духовная музыка и призвана помочь светить внутреннему солнцу каждого человека.

Именно колокольность определила и оказала влияние на русскую композиторскую музыку в целом, в определённой степени предвосхитив развитие гармонического мышления ряда русских композиторов. Это привело к повышенной роли фонизма (т. е. преобладание красочности в гармонии и мелодии и ослабление их функциональной логики движения), и соответственно общей красочности, колористичности музыкального языка. Влияние колоколов и звонов на музыкальный язык русских композиторов очевидно для каждого музыковеда, музыканта и просто ценителя русской музыки.

Картины колокольных звонов в музыке русских композиторов в большинстве случаев связаны с яркими открытиями в области музыкального языка, и эти открытия не могли не повлиять на общие пути развития русской музыки, затронув в том числе её области, лежащие вне подражания колоколам.

Выделяется несколько главных художественных аспектов, в образном претворении важнейшая роль принадлежит колокольным звонам: выражение народного торжества, ликования; воплощение лирико-драматической и трагической коллизий, раскрывающих психологическое состояние героев; показ национальных черт русского характера; выявление национального сказочно-эпического стиля в произведении; выявление главной художественной идее оперы.

А вот как может развернуться тема колокольности на Руси. Стихи Великого князя К. Романова «Колокола» (на эти стихи композитор В. Калинников романс).

Несётся Благовест…как грустно и уныло

На стороне чужой звучат колокола.

Опять припомнился мне край отчизны милой

И прежняя тоска на сердце налегла.

Я вижу север мой с его равниной снежной

И словно слышится мне нашего села

Знакомый Благовест: и ласково и нежно

Далёкой родины гудят колокола.

Это мотив разлуки с Родиной, тоски по родной земле, родному краю. «Нет более влюблённого в матушку-Русь»,  - писал П. И. Чайковский. И во всей музыке его эта любовь светилась также как у С. Рахманинова и М. Глинки. А на чужой земле не прижилась даже берёзка, которую С. Рахманинов привёз из России. Даже слушая колокольный звон на чужой земле, ощущаешь как «прежняя тоска на сердце налегла».

Вот и опять колокола,

Они кричат по дальним весям,

Их нет надрывней, нет чудесней

И сердце не приемлет зла.

Е. П. Растопчина

«И сердце не приемлет зла» - это, пожалуй, самое главное.

Удивительно глубоки ассоциации, возникающие при слушании «Всенощного бдения» С. Рахманинова. Светлое утреннее небо, воздушная бездна, заполненная до краёв бесконечно льющейся гимнической мелодией. «Слава, слава» - как будто звучат певуче голоса колоколов. «Колокольные аккорды – гармония мира».

В каждом произведении композиторы передавали бумаге заповедную глубь своего творческого кредо: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучаться». (Г. Свиридов).

По мнению К. Сараджева – талантливого музыканта, обладавшего уникальным слухом «колокол стоит в стороне от всех музыкальных инструментов, создавая неведомую нам «Музыку – колокол».

Искусство колокольного звона претворилось в музыке русских классиков – М. Глинки, А. Бородина, М. Мусоргского, Н. Римского-Корсакова, А. Скрябина, С. Рахманинова и др.. Не прошли мимо этой культуры и современные мастера XX века – Г. Свиридов, В. Гаврилин, С. Шапорин, Р. Щедрин, А. Петров, А. Слонимский, Э. Денисов, С. Губайдуллина, которые прислушивались к голосам прошлого, где заключена часть жизни народа, его древней традиции, воссоздавая их в контексте звуковысказывания настоящего.

Будущее заключено в синтетических стилях, где будут осмыслены духовные накопления человечества, в том числе и разные способы звукообразного постижения мира. Среди них найдёт своё скромное место и культура колокольного звона и колокольности, как ожившая традиция, способная наполниться новым смыслом.

В творчестве русских композиторов можно услышать все разновидности колокольного звона от набатного до праздничного.

Колокольный звон для русских композиторов был не только иллюстрацией, но и бытовым фактом. Здесь уместно привести выражение академика Б. Асафьева : «Звон как колорит атмосферы», той музыкальной атмосферы, которая когда-то с детства окружала русского человека, воспитывала его музыкальный вкус, музыкальное чувство».