СТАТЬИ

Воспитательная ценность детского хорового пения ►

Театральная педагогика как эффективное средство интеллектуального развития детей в формировании духовной и общей культуры ►

 Методика развивающего обучения в восприятии разных видов музыкальной деятельности у детей ►

 

Воспитательная ценность детского хорового пения

Души людей – божественные,…

природу свою познают через песни.

Цензорин

 

Музыкальное воспитание детей – это одна из актуальных проблем современного образования, которой занимаются учителя музыки. С.В. Рахманинов говорил: «Музыка <…> должна оказывать очищающее действие на умы и сердца».1

В начале человеческой истории всякое слово и всякая мысль пелись. По Аристотелю, законы воспевались, прежде чем были записаны. По мысли Полибия, «лучше не знать науку, чем быть неискусным в благодарственных песнях» 2. Обобщая эти высказывания, русский автор XVIII в. пишет: «История сохранялась песнями» 3. Со временем интонация слова и интонация пения разделились. Музыкальная интонация – единство всех сторон звучания, имеющая духовно-нравственное измерение, прекрасное средство познания и общения.

Музыка, как магнит, может увлечь детей, собирая внимание, давая простор воображению. В самом юном возрасте человек охотно впитывает все прекрасное в искусстве. Надо только расширять его музыкальный кругозор, чтобы вся последующая деятельность ребенка стала духовно богаче.

Основой развития слуха и музыкального мышления является, прежде всего, хоровое пение. С первых шагов обучения хоровому пению педагог несет ответственность за дальнейшее развитие и музыкальную судьбу учеников.

Для занятий пением нужны специальные певческие способности. Ладовое чувство, например, способствует восприятию жизненной гармонии, своеобразному ощущению бытия в условиях «консонанса». При помощи хорового пения это чувство можно развить или наоборот заглушить. Ладовая сольмизация имеет большие преимущества:

* она способствует выработке четких слуховых представлений ладовых ступеней и интервалов, а тем самым – развитию музыкального мышления;

* дает возможность петь в удобной тональности, что создает хорошие условия для развития детского голоса;

* активизирует музыкальный слух, артикуляционный аппарат, моторику движений, что дает возможность воздействовать на общее развитие личности ребенка;

* помогает воспитанию ритмического слуха, овладению структурными закономерностями музыкальной речи и приобретению навыков музыкальной импровизации, а тем самым – развитию творческих способностей ученика и повышению его музыкальной грамотности.

Начинать воспитывать чувство ритма лучше с двухдольного размера, который следует отрабатывать не менее года в различных сочетаниях длительностей. Например, на музыкальном материале русской народной песни «Я на камушке сижу».

Музыкальный слух способен различать ладовые функции отдельных звуков мелодии, воспринимать многоголосную музыку с консонирующими и диссонирующими созвучиями. Главное – воспитать внутренний слух, когда человек может представить звучание в сознании, внутренне слышать и переживать, воспроизводя музыку в памяти.

Однако, по словам А.Островского, необходимо потратить много усилий и долго дружить с музыкой, чтобы разобраться в тонком механизме превращения звуков в музыку, понять, как звуки приобретают художественный смысл.1 Хоровое пение также как и инструментальное музицирование стоит в таком же отношении к жизни чувств, человеческим переживаниям, потому в любом хоровом произведении структура музыкального образа интонационна. Она передает единство представления и переживания.

Хоровой процесс – одно из эффективных средств, которое вырабатывает у школьников потребность к коллективному творчеству. Обучение хоровому пению осуществляется наиболее успешно при целенаправленной деятельности детей. В такой работе важное место отводится двухголосному звучанию. Двухголосие – это новое свойство хорового пения по сравнению с унисоном. Оно является основой многоголосия, так как в его недрах зарождаются и развиваются все необходимые качества мелодического и гармонического слуха. «Особое значение при обучении детей пению приобретает последовательное овладение навыками слышания различных гармонических сочетаний. Именно развитый полифонический и гармонический слух позволяет значи-

тельно полнее воспринимать средства музыкальной выразительности вокально-хоровых и оркестровых произведений.»1

Гармонический слух позволяет «подстраиваться» к звучанию другого голоса, слить с ним собственное звучание, удерживать внимание сразу на нескольких звучащих линиях – своей хоровой партии и другого голоса. А такого качества слуха можно добиться лишь с помощью специально подобранного песенного материала и соответствующих вокально-хоровых упражнений. Способность слышать и исполнять многоголосную песню не может быть развита вне гармонической сферы, в процессе занятий лишь унисонным пением.

Успешная работа невозможна без развитых навыков внимания, активного слушания, которые я прививаю детям. Слушают все, а слышат немногие. Особенно это связано с многоголосным пением, трудности которого заключаются не столько в пении как таковом, сколько в умении слышать. Вот почему с самого начала, с самых простых примеров и упражнений, я приучаю вслушиваться в красоту звучания двух и нескольких голосов, их выразительность, в новое качество звучания по сравнению с одноголосием. Я подбираю такой музыкальный материал, который бы заинтересовал учащихся и позволил бы уже с первых шагов дать им возможность ощутить многоголосное звучание.

Хоровое пение способствует воспитанию внимательности и сосредоточенности. Ребенок с особым вниманием следит за дирижерскими показами учителя. В соответствии с ними он начинает пение, поет и кончает петь.

Развитие активности слуха и внимания составляет важную задачу школьного музыкального воспитания. В хоровой работе с классом предлагаю разные задания, направленные на решения этой задачи: самостоятельно понять и проанализировать новый музыкальный материал, найти ошибку в индивидуальном и групповом пении ребят, в звучании партии. Слуховая активность способствует и исполнительской активности.

В наше время продолжается поиск методов формирования навыков многоголосного пения в певческих классах общеобразовательной школы через репертуар произведений, который по-особому связывает ассоциации музыкальных образов с действительностью, раскрывая окно в новый неизведанный мир звуков, эмоциональных ощущений и чувств, развивая художественный вкус учащихся.

 

Учащиеся в классном хоре привыкают надеяться на свои собственные силы, что приводит к развитию такого положительного качества личности, как трудолюбие и сознание ответственности. Главная особенность процесса хоровой работы в классе состоит в том, что педагогические условия высококачественного исполнения помогают выработке умений логического мышления, достойного, интеллигентного поведения и в любой другой деятельности. «Музыкальные ценности, приобретенные в процессе приобщения ученика к хоровому пению, часто остаются достоянием его внутреннего мира на всю жизнь».1

Обучение детей хоровому пению на уроках музыки и во внеклассной работе вырабатывает и укрепляет чувство коллектива и ответственности, скромность, решительность, инициативу, самостоятельность и трудолюбие, склонность к соревнованию.

Пение, являясь наиболее естественным проявлением музыкальности личности и коллектива, способно оказывать облагораживающее влияние на духовный мир ребенка.

 

Театральная педагогика как эффективное средство интеллектуального развития детей в формировании духовной и общей культуры

Приоритетом творческих задач в художественном образовании является овладение средствами воплощения творческих замыслов ребенка в свете реализации требований ФГОС. Чем больше искусства, тем лучше состояние детей, тем более успешно они осваивают другие предметы. Искусство и театрально-художественное творчество способствуют снятию перегрузок, благодаря направленности занятий на раскрытие личностного и творческого потенциала учащегося. Если нет выхода творческой сущности человека, то ему тяжело. В детстве самым легким и приятным способом этого можно достигать в сфере театрально-художественного творчества. Театр является источником зарождения эмоций, чувств и художественных образов.

Творческий метод получает свое воплощение во всех видах художественной деятельности детей: в пении, импровизации, ИЗО, музыкально-драматической театрализации. Все пять органов чувств направлены на ежесекундное восприятие. «Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление, не оставляют места для живой и спонтанной детской игры»1. Психологи говорят, что ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Театральное исполнительское искусство позволяет овладеть эмоциональной сферой личности. В связи с этим открываются большие возможности в коррекции психики и в воспитании положительных эмоций. Должен быть индивидуальный подход. В первую очередь нужно выявить психологический портрет ребенка. Человек быстро раскрывается в процессе игры на сцене. Педагоги должны владеть различным спектром форм и методов, направленных на выявление одаренности и творческих способностей учащихся. Мало обнаружить у ребенка талант – необходимо научить ученика им пользоваться. Важную роль в этом играет погружение в стрессовую ситуацию. Зажатость в процессе ожидания выхода проходит от выступления к выступлению, если ученик одарен, а это будет заключаться в выделении мотивационного интеллектуального эмоционального коммуникативного и эстетического компонентов одаренности.

Гармоническое сочетание театрального, музыкального, изобразительного искусства и искусства движения открывает широкие возможности для эффективного развития художественно-образного восприятия ученика.

Главной целью моей работы является необходимость формирования активной, творческой личности, обогащение ее духовного и эмоционально-чувственного опыта.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

* формирование нравственных идеалов, устоев;

* формирование художественного вкуса и интересов;

* расширение общекультурного кругозора учащихся;

* формирование мотивации к творчеству через интеграцию искусств;

* осмысление, углубленное постижение художественного образа;

* развитие выразительности речевой интонации;

* формирование навыков музыкально-пластической деятельности;

* формирование комплекса навыков и умений, необходимых для осмысленного и выразительного исполнения театральных постановок.

Театр – это особый мир, где все дети талантливы и неповторимы. Корни театральной игры в самой природе человека. Известно, что культура на ранних этапах развития объединяла жизнь, игру и искусство. В Древней Греции, например, театр как искусство был неотделим от жизни, выполняя функцию приобщения к священному ритуалу. А в эпохи Средневековья и Возрождения он выступает в многообразии форм в

общественной, политической жизни, искусстве и других видах творчества как театральность.

И в наше время театр играет не последнюю роль в жизни современного человека. Так в своей книге Т. Полякова высказывает мнение, что «в театральном искусстве заложены образовательные возможности: жизненные модели в театре вызывают подлинные переживания и раздумья, активизируя процессы познания, самопознания, самораскрытия личности»1. И действительно, возможности театра беспредельны. Сцена может перенести нас во все времена, страны, обогащать фантазией, говорить о реальных событиях, учит лучше понимать разные людские характеры, учит глубже понимать себя.

Детский театр потому и родился, что именно в нем закладывается культура человеческих взаимоотношений. Вот некоторые задачи, которые решает детский театр: образовательные:

* помочь учащимся освоить различные театральные жанры;

* формировать у ребят исполнительские навыки в области пения, движения, музицирования;

* помочь овладеть певческими навыками;

развивающие:

* развитие музыкальных и импровизационных способностей;

* становление воображения, фантазии, внимания, исполнительских, театральных способностей;

* формирование навыка коллективной работы и творческой дисциплины, развитие межличностных отношений;

воспитательные:

* воспитание активного, творческого отношения к жизни, инициативы;

* воспитание восприимчивости и любви к искусству.

Создание спектакля, оперы, мюзикла требует огромной отдачи. Каждая наша репетиция – огромный творческий процесс, в котором каждый ребенок важен. Поэтому работа проводится в следующем порядке:

* знакомство с драматургией произведения (просмотр подобных постановок, сравнение);

* анализ, выстраивание событийного ряда;

* обсуждение образов, характеров отношений;

* проба ролей;

* определение исполнительского состава;

* индивидуальное собеседование по каждой роли;

* репетиции отдельных номеров;

* репетиции массовых сцен;

* декорации;

* реквизит;

* свет и звук.

Учитывая жанр постановок, большое внимание я уделяю пластике. И здесь появляется возможность у детей, имеющих опыт занятий в хореографическом коллективе или просто хорошо танцующих, участвовать в процессе постановки танцев. Над созданием спектакля трудимся все вместе. Обсуждаем каждый показ. Выбираются художники, бутафоры, гримеры. Учитываем мнение каждого. Собственными силами мы создаем декорации, костюмы. Творчество ребят проявляется и в исполнении вокальных номеров, где важную роль для выражения мыслей и чувств автора и композитора имеют

сценические и исполнительские навыки, умение актера донести до зрителя замысел и содержание произведения.

Сближение и соединение музыки, пластики, театра, изобразительного искусства в единый процесс помогает учащимся познавать красоту во всем ее многообразии; снять напряжение, утомление. Участники становятся раскрепощеннее, контактнее, эмоционально отзывчивее, начинают тоньше чувствовать и глубже познавать окружающий мир.

Основная задача обучения любого ребенка театральному искусству состоит в том, чтобы выявить степень одаренности, развить лучшие качества личности. Эти качества, привитые занятиями театральным искусством, будут сопровождать его всю жизнь, помогая в будущей деятельности на благо общества.

Будущее заключено в синтетических стилях, где будут осмыслены духовные накопления, в том числе и театрально-художественном творчестве.

 

 

 Методика развивающего обучения в восприятии разных видов музыкальной деятельности у детей

Р.И. Борисенко

ГБОУ СОШ №444 Фрунзенского р-на

 

Музыка, как и все другие виды

искусства, существует для того,

чтобы добрым был наш ум, а сердце

было умным.

Д. Б. Кабалевский

Идеи всеобщего музыкального образования подвигали лучших музыкантов России на рождение и воплощение в жизнь необычных проектов. Д.Б. Кабалевский был не только одним из виднейших композиторов своего времени, но он много лет жизни отдал педагогике. Причем не профессиональной, консерваторской, а педагогике в общеобразовательной школе, создав свою программу преподавания музыки и новый подход к искусству в общем образовании. Кабалевский поднял значение искусства в общеобразовательной школе. Изменил его статус. Установил приоритет творческих задач в художественном образовании, которые явились средством воплощения творческих замыслов ребенка. Чем больше искусства, тем лучше состояние детей, тем более успешно они осваивают другие предметы. Искусство и художественное творчество не усиливают, а снимают перегрузки. Так и должно быть: ведь перегрузки возникают в первую очередь не от того, сколько материала мы осваиваем, а от направленности этих занятий. Если нет выхода творческому существу человека, то ему тяжело. А в детстве самым легким и приятным способом этого можно достигать в сфере художественного творчества. Музыка является источником зарождения эмоций, чувств и художественных образов.

Содержание предмета «Музыка» создавалось в опоре на педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского, который еще в 70-е годы ХХ века сумел сформулировать и реализовать основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы, заложившие основы развивающего, проблемного музыкального воспитания и образования. Именно эта педагогическая концепция исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

Задача предмета – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве её форм и жанров, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

Содержание программы предмета «Музыка» реализует Федеральный

государственный образовательный стандарт общего образования и опирается на развивающее музыкальное образование и деятельностное освоение искусства.

Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д.Б.Кабалевского. Среди них: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.

Содержание программы «Музыка» концентрируется в учебных темах каждого полугодия. Музыкальные произведения, предлагаемые в программе, повторяются в разных учебных темах с новыми задачами. Такой принцип расположения музыкального материала условно назван принципом «концентрической спирали». Его реализация в учебно-воспитательном процессе даёт возможность возвращения школьника к уже знакомым музыкальным сочинениям, что будет служить необходимым стимулом для повторного «вживания» ребенка в их содержание, интонационно-образные особенности, будет порождать новые мысли и чувства, ассоциации с другими образцами музыки, закреплять уже полученные представления, знания, исполнительские навыки и умения. Постоянное обращение к музыке одних и тех же композиторов, смысловые повторы произведений способствуют формированию у детей основ чувства стиля уже в начальной школе.

Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания школьников, методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, направленные на формирование основ музыкальной культуры:

1. Метод драматургии урока музыки как урока искусства.

2. Метод создания «композиций» в форме диалога, раскрывающего содержание музыкального произведения (объединение разных форм общения с музыкой при исполнении одного произведения).

3. Метод создания художественного контекста. Направлен на развитие музыкальной культуры школьников через «выходы» за пределы музыки (в смежные виды искусства, историю, природу, жизненные ситуации и образы). Данный метод даёт возможность представить музыку в богатстве её связей, понять сходство и отличие от других искусств.

4. Метод перспективы и ретроспективы в обучении («забегания вперед» и «возвращения к пройденному» у Д. Б. Кабалевского). Установление связей предусматривается на трёх уровнях: между годами обучения, между темами четвертей, между музыкальными произведениями.

5. Метод размышления о музыке. Направлен на личностное, творчески индивидуальное присвоение учащимися духовных ценностей (выбор проблемы учителем и предъявление её для самостоятельного решения ученикам).

6. Метод интонационного постижения музыки (переинтонирования). Направлен на раскрытие учащимися сущностных основ музыкального искусства, раскрывает специфику жизни музыкальной интонации во времени. Самое главное – через собственно музыкальную интонацию

внимание учащихся направляется на постижение человека в музыке, его чувств, мыслей, эстетических идеалов, духовных ценностей.

7. Метод моделирования художественно-творческого процесса. Направлен на развитие способности к индивидуальному слышанию и творческой интерпретации. Школьники постигают смысл произведения как свой собственный, ставя себя в позицию творца-композитора, творца-поэта, творца-художника.

8. Метод музыкальных обобщений. Направлен на усвоение детьми «ключевых знаний» о музыке, воплощенных в тематизме программы; на формирование художественного мышления, а также на достижение целостности урока на основе темы четверти.

Говоря о приемах музыкального обучения, необходимо подчеркнуть то, что основным приёмом изучения программы «Музыка» и способом практического освоения её материала в начальной школе является игра. Ролевые, сюжетные, дидактические музыкальные игры позволяют сделать процесс постижения основных закономерностей музыкального искусства доступным и увлекательным. В игре развивается мышление ребенка, речь, воображение, музыкальные способности, осваиваются диалоговые формы общения с музыкой.

Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве. Личностно-ориентированный подход к ребенку проявляется в формировании его положительной мотивации к занятиям музыкой как искусством, созданием ситуаций успеха. Существуют также разнообразные «жанры» уроков музыки – урок-путешествие, урок-концерт, урок-размышление, урок-репортаж и другие.

Искусства все различны, но в первооснове своей они едины: и по тому, как человек относится к жизни, чтобы создать художественный образ, и по принципам психологическим и педагогическим.

Преподавать предмет «Музыка» как искусство – это значит дать возможность ребенку самому создавать художественные произведения в этом виде искусства. Ключ к пониманию музыкального искусства – это собственный (пусть небольшой) творческий опыт. Невозможно заниматься изобразительным искусством, не беря в руки краски, а только разговаривая о картинах.

Говоря о музыке, очень часто подчеркивают, что преимущественно это искусство эмоции. Познавательные возможности музыки в некоторых отношениях очень ограничены по сравнению с познавательными возможностями других искусств. Основа музыки - звуки, звуковые впечатления и звуковые фразы.

Музыка, как и всякое искусство, доставляет человеку удовольствие. Удовольствие это делает человека умнее и нравственнее, облагораживает его и возвышает. При постоянных и привычных встречах с музыкой душевный подъем превращается в настрой души, заставляющий иначе жить, иначе думать

и действовать.

В истории человечества была эпоха, которая заложила основы современного искусства. Древние греки говорили, что музыка вместе с танцами, ритмом и пением приближает нас к богам. В музыкальном искусстве греки видели самое значительное воспитательное средство. Ритм и гармония, по их убеждению, глубже всего проникают в душу и сильнее всего захватывают её.

Музыкальное искусство преподносится не только с точки зрения его эстетической ценности, но и с позиции универсального значения в мире, когда музыка раскрывается во всем богатстве своих граней, врастающих в различные сферы бытия – природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства. [1]. Именно поэтому метод междисциплинарных взаимодействий является наиважнейшим.

Творческий метод получает свое воплощение во всех видах художественной деятельности детей, и в первую очередь в хоровом пении, импровизации, музыкально-драматической театрализации. Метод проблемного обучения наглядно проявляет себя в вопросах и заданиях, которые ориентированы на сравнение, конкретизацию, обобщение, логику рассуждения.

Многие темы, изучаемые на уроках литературы, истории, русского языка, находят свое органичное продолжение и в программе по музыке. Плодотворность такого междисциплинарного «сотрудничества» очевидна: программный материал, имеющий тематические «переклички» с близкородственными предметами, усваивается и запоминается школьниками более основательно. [2].

Учитель постоянно должен задумываться в процессе своей педагогической деятельности над ответами на основные вопросы предмета музыки такие, как:

1. Как помочь детям проникнуть в чудесный мир музыкальных образов?

2. Как сделать классическую музыку понятнее и ближе для ребенка?

3. Как показать ему связь музыки, поэзии и живописи?

Понятие «доступности» заключается не только в игровой форме подачи материала, которая позволяет войти в мир интересов ребенка, но и в отсутствие излишка информации. Информация может быть передана различными способами. Все пять органов чувств направлены на ежесекундное восприятие. С одной стороны, сегодня ребенку никто не объясняет, как не потеряться в потоках текущей вокруг него информации, с другой, стороны, нет, наверное, человека, которому бы не хотелось, чтобы будущее было лучше, чем прошлое.

Для младших школьников урок превращается в событие, где я стараюсь создать особую атмосферу, способствующую личностному развитию ученика. У кого-то лучше развита зрительная память. Ребенок увидел иллюстрацию – и в его воображении возникли картинки-образы. Другой ребенок услышал стихи – зазвучали рифмы – и память вызвала яркие ассоциации в воображении.

Для успешной работы я использую современные педагогические технологии: организацию самостоятельной работы, учебно-исследовательскую

деятельность (оргдеятельность), творческую, развитие критического мышления, информационные, проблемно-диалоговые, анализ конкретных ситуаций (кейсов) – тест «Домики», рефлексивного обучения (метод «Синквейн») – критическое мышление, оценки достижений, самоконтроля, самообразовательной деятельности – когнитивность (умение задавать вопросы и на них отвечать), креативность, дивергентное мышление (способность высказывать максимальное количество идей), коммуникативные (связанные с поиском и передачей информации, взаимодействием друг с другом).

Однако мало организовать процесс общения с музыкой так, чтобы соединить с ней детскую душу, необходимо вызвать у детей такое чувство, когда музыка для них – это и есть сама жизнь их души, открытой и восприимчивой к чудесам познания, к богатству и красоте окружающего мира. Для достижения этого я использую приемы визуализации (метод «Партитура прогнозов»). Кроме того, хорошие результаты дает метод А.Иванова «Пальчиковая гимнастика», что является прекрасным средством развития интеллектуальных, эмоциональных и когнитивных способностей ребенка.

Главная цель преподавания музыки в школе – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из основных частей общей культуры личности. В процессе музыкального образования важнейшим фактором является выявление и развитие ее способностей: музыкальных, творческих, духовных.

Моя методика разработана на основе междисциплинарного и личностно ориентированного подходов к общему музыкальному образованию в нескольких контекстах.

Ценностный (аксиологический) контекст методики является фактором преодоления в процессе музыкального образования, конфликтов, духовно-нравственного и художественно-эстетического становления личности обучающегося в противоречивой, часто агрессивной по отношению к их психике современной культурно-информационной среде.

Психологический контекст методики позволяет мне осуществлять психологическую диагностику личности обучающихся в условиях музыкально-образовательного процесса, выявлять и корректировать их эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки.

Семантический контекст методики помогает мне выделять приоритетные значения, смыслы и образы музыкального искусства, обладающие высоким социализирующим и психолого-педагогическим потенциалом, используя систему ключевых понятий, что позволяет средствами музыкального искусства формировать у обучающихся образную картину окружающего мира в его многообразных измерениях и проявлениях.

Исторический, культурологический и этнокультурный, информационный, экологический, художественно-эстетический, арт-терапевтический контексты и содержание программы я варьирую с учетом реальных интересов, потребностей и личностных проблем обучающихся, наличия музыкальных записей, нотного материала и др.

Для каждого класса предусмотрены различные темы, которым соответствуют определенные образовательные маршруты. Каждая тема содержит несколько уроков, учебный материал которых делится на инвариантную (обязательную) и вариативную (выбор учителя, ученика) части, что обеспечивает возможность разноуровнего обучения.

Следуя современной концепции музыкального образования целесообразно обратить внимание не на изменения и подстраивания тем программы для каждого класса в параллели из-за одного-двух учеников, а на приобщение отстающих к рабочему ритму всего коллектива – к музыке через три «И»:

* интерпретацию (классические образцы – как слушателя, исполнителя);

* импровизацию (творчество);

* интеграцию и синтез (взаимодействие элементов музыки с элементами других видов деятельности).

Урок музыки развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня. Урок музыки служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством пения на уроках и внеурочной деятельности.

Моя задача как учителя музыки привить детям любовь к музыке, сформировать навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании.

Огромное влияние на развитие музыкальности и духовно-нравственного воспитания учащихся оказывает тщательная работа над художественным образом исполняемого произведения или произведения по слушанию, выявление его идейно-эмоционального смысла (таблица «Музыкальный сыщик»).

Дети от природы любознательны и полны желания учиться. У каждого ребенка есть способности и таланты, у каждого свой путь к музыке. Музыка, как магнит, может увлечь детей, собирая внимание, давая простор воображению. В самом юном возрасте человек охотно впитывает все прекрасное в искусстве. Надо только расширять его музыкальный кругозор, чтобы вся последующая деятельность ребенка стала духовно богаче.

Многообразие как форма жизни проявляется и в любви к чтению, логических рассуждениях, умении угадывать на слух звуки, музыкальные произведения и т.д. Для выявления составляющих творческого процесса я провожу тест-анкету «Успешное музицирование», включающую 10 вопросов. Подборка музыкального материала «Саквояж любителя музыки» включает в себя произведения, которые нравятся конкретному учащемуся и накапливаются с 1 по 7 класс, что является своеобразным мостиком из мира детства в круг юношеского, а позднее и взрослого восприятия музыки. Завершением работы с «Саквояжем…» является создание своего «Экслибриса» (герба, символа), отражающего пристрастия любителя музыки.

Психологи говорят, что ключ к умственному развитию ребенка лежит в

его эмоциональной сфере. Нужно ли учить с детьми ноты специально или будет лучше подсознательное их усвоение в процессе игры. Я решила, что ноты могут входить в жизнь детей вместе со сказочными персонажами, их загадочностью, сюжетом, образностью. Каждая нота при этом получает неоднозначную музыкально-поэтическую и образную характеристику.

Мелодии попевок отбирались по принципу наибольшей запоминаемости и доступности при соблюдении двух законов композиции - повторность и развитие, что характерно для русских народных песен.

Это – занимательные формы обучения нотной грамоте по относительной сольмизации, переходящее в яркие эмоционально-окрашенные песни с элементами двухголосия, глубокие по содержанию произведения, по слушанию музыки и практическое освоение игры на свирели с целью вывода внутреннего музыкального слуха из пассивного состояния в активную форму деятельности учащихся начальных классов. [3].

Идея такой разнообразной деятельности заключается в том, чтобы различными методами и приемами достичь чистоты интонирования хоровых произведений.

Именно музыка, минуя сознание человека, напрямую воздействует на его подсознание, и в первую очередь, песенная традиция как самая древняя форма музыкального развития человека. [4]. Великий М.И. Глинка говорил: «Песня - душа народа».

Хоровой процесс – одно из эффективных средств, которое вырабатывает у школьников потребность к коллективному творчеству. Особое значение при обучении детей пению приобретает последовательное овладение навыками слышания различных гармонических сочетаний. Именно развитый полифонический и гармонический слух позволяет значительно полнее воспринимать музыкальную выразительность вокально-хоровых и оркестровых произведений. [5].

Начальный период хорового пения строго основан на консонируюпщх созвучиях, т.к. консонансность сильно влияет на уровень точности звуковысотных представлений. Использую даже одноголосные мелодии песен с наибольшим количеством устойчивых ступеней мажоро-минорного наклонения. Очень полезны в работе с классным хором песни-диалоги. Много внимания уделяю вокальным упражнениям.

В момент распевания хора допускаю свободное сочинение учащимися напевов с определенными интервалами, когда каждый ученик поет, находя самостоятельные отголоски к заданному упражнению.

Развивая образное мышление детей, стараюсь не выпускать из виду расширение слуховых навыков восприятия инструментальных произведений, в которых кроется основа формирующего начала интонационно-тембрового слуха, а также сформированность умственных действий учащихся по слушанию музыки. На конкретном примере ученики определяют жанр, лад, ритм, темп, регистр, динамику, развитие образа, его характера и других средств музыкальной выразительности (С